Turmush — В Лейлекском районе Баткенской области жители сел сохранили древнюю традицию «байбиче көтөрдү» и пропагандируют ее в других районах и областях республики.
Как рассказала в комментарии Turmush председатель общества «Даткайым байбичелер» Кымызай Бердиярова, эту кыргызскую традицию они показывали на Всемирных играх кочевников.
Фото Наргизы Рыскуловой
«В Лейлекском районе удостоиться звания «байбиче» не так-то и просто. Этого звания удостаивается лишь та женщина, которая занимает определенное место в обществе. Традиция «байбиче көтөрдү» была популярна у наших предков. Самое интересное – кроме нас, жителей Лейлекского района, никто об этой традиции, как оказалось, толком и не знает. Традиция «байбиче көтөрдү» поднимает авторитет женщины. Не каждый сможет пройти через нюансы этой традиции. Есть свои правила, свои критерии и требования. Главной героиней посвящения «байбиче көтөрдү» может стать лишь та женщина, которая преодолеет несколько уровней», - говорит она.
К.Бердиярова добавила, что «байбиче көтөрдү» можно проводить лишь для той женщины, которая воспитала и поставила на ноги всех своих детей, выдала замуж и женила их, а также провела «сүннөт той» для сына своего младшего сына (т.е внука). В день «сүннөт тоя» своего внука женщину усаживают на специальный ковер «ай көчөт таар», который считается одним из лучших и изготавливается мастерицами с большим опытом. Как только «байбиче» села на этот ковер, ее «абысын» [невестка (жена стаpшего бpата или его близкого pодственника по отношению к жене дpугого бpата или близкого pодственника], соседки и женщины села начинают поднимать вместе с ковром. Трижды подняв женщину на этом ковре, все дружно должны выкрикнуть: «Ай, байбиче». После этого начинается традиция выкупа женщины – «байбичени сатып алуу». Супруг байбиче или ее дети вручают всем женщинам, принимавшим участие в традиции, «сарпай» [одежда, которой одаривают почётных гостей на свадьбе или на пирах]. Саму «байбиче» в это время спускают на землю и поднимают с ковра. Если «абышка» [старик] и сыновья «байбиче» не успевают этого сделать, то ее могут унести и украсть. Это будет означать, что «абышка» и сыновья не справились с возложенными на них обязанностями, считается позором для членов семьи. «Абышка» и детям «байбиче» необходимо провернуть вручение «сарпай» в оперативном порядке.
Далее для всех гостей мероприятия «абышка» должен зарезать одного барана и таким образом показать свое гостеприимство. В это время женщины, принимавшие участие в обряде «байбиче көтөрдү», поздравляют новоиспеченную «байбиче» и одевают ей на голову «элечек». При этом, женщины произносят фразы - «энелик милдеттен кутулушуң менен» [поздравляем тебя, ты избавилась от обязанностей матери], «байбиче болушуң менен» [Поздравляем, теперь ты стала байбиче], «алтын башың аман байбиче бол».
Таким образом, пройдя через все этапы этой традиции, женщина уже перестает исполнять обязанности матери. Традиция «байбиче көтөрдү» проводится лишь в день «сүннөт тоя» внука (сына младшего сына). Ковер, на котором поднимали «байбиче», отдается младшей снохе со словами: «Сен да мендей байбиче атал» [Чтобы ты была удостоена звания байбиче, как и я].
Женщины-активистки из Лейлекского района показывают эту традицию на различных мероприятиях республиканского значения, за что получают призы.